блог
 

Развитие Бизнеса > Начинаете бизнес? > Продажи и маркетинг

Бомба с часовым механизмом или Как сделать работающий Интернет-проект

Аркадий Морейнис, директор WWW.PRICE.RU

Создание работающего проекта очень похоже на создание бомбы с часовым механизмом. Проект, во-первых, должен "выстрелить", то-есть привлечь внимание, а еще лучше попросту произвести эффект разорвавшейся бомбы. А, во-вторых, он должен работать "как часы", потому что без четкой организации ни один проект не сможет выжить сколь-нибудь длительное время.

При этом на самом деле разницы в запуске коммерческого проекта в Интернете и запуском любого другого коммерческого проекта практически нет. Может быть за исключением того, что Интернет-проекты зачастую запускаются программистами или просто энтузиастами, на которых, собственно, и рассчитана эта статья.

Сделайте чертежи
  1. Забудьте про Интернет и начните думать о том, как можно заработать деньги. Другими словами попробуйте понять что и кому Вы хотите и можете продать. Это может быть рекламой, информацией, компьютерами - словом, всем чем угодно.

  2. Вспомните про Интернет и попытаться понять нужен ли он Вам в этом бизнесе. Интернет Вам будет нужен только в том случае, если он позволит Вам существенным образом экономить деньги в процессе основной деятельности или доставлять ваш товар (например, информацию или рекламу) более оперативно. Важно именно использование Интернета в процессе основной деятельности, потому что Интернет можно использовать в любом бизнесе, хотя бы в качестве дополнительной рекламной площадки. Но бизнес при этом может жить (немного хуже или даже немного лучше) вовсе без Интернета.

  3. Продолжайте размышлять, пока вы не найдете идею, для которой использование Интернета будет существенным фактором. Совершенно неочевидно, что первая придуманная Вами идея будет достаточно хороша. Лучше придумайте несколько идей, оцените их и выберите самую перспективную.

  4. Придумайте название проекта и зарегистрируйте домен. Выбор правильного имени очень важен для проекта. Даже если не говорить о том, что как назовешь корабль - так он и поплывет, название домена должно легко запоминаться и легко идентифицироваться с самой сутью проекта. Правильный выбор домена - это дополнительное средство рекламы и мощное оружие в борьбе с конкурентами.
Сделайте саму бомбу
  1. Придумайте, как вы будете находить тех, кто должен платить вам деньги. Это могут быть как рекламодатели, если Вы рассчитываете делать деньги на рекламе, или конечные пользователи, если Вы рассчитваете продавать им свою информации или услуги. Попытайтесь оценить сколько их, чтобы прикинуть объем потенциального рынка. Обязательно учтите, что они не повалят к вам сами, как только узнают об открытии нового проекта. Вам придется их искать, а это процесс, требующий затрат времени и денег - на обзвонщиков, покупку или составление адресных баз и т.д.

  2. Придумайте, как вы будете уговаривать их платить вам деньги. Даже если Вы их нашли - не рассчитывайте на то, что они отдадут Вам деньги, как только узнают о том, какой замечательный проект Вы сделали. При этом Вам не надо на самом деле убеждать их в том, какой Ваш проект замечательный - Вам достаточно объяснить, чем он полезен для бизнеса Вашего потенциального клиента. Не забудьте, что для этой работы Вам опять потребуется время и деньги - на торговых агентов, информационные и рекламные материалы и т.д.

  3. Посчитайте все расходы проекта. Не забудьте учесть начальные затраты на покупку компьютеров, мебели, телефонных линий, подключение к Интернет, а также внести в список расходов ежемесячную плату за Интернет, телефоны и аренду. Посчитайте количество людей, необходимых для работы проекта, включив в список не только программистов, но и всех других сотрудников: обзвонщиков, торговых агентов, операторов и секретарей. Фонд заработной платы составляет обычно самую большую статью расходов, а в этом фонде подавляющая часть расходов приходится как ни странно отнюдь не на программистов. И не забудьте еще про расходы на рекламу.

  4. Попробуйте прикинуть доходы. Объем возможных доходов зависит от объема потенциального рынка клиентов, темпов их нахождения, скорости обхода планируемым количеством агентов и успешности их уговаривания. Не обольщайтесь. Не думайте, что Вам удастся быстро найти и уговорить большое количество клиентов. Можете для простоты принять, что успешность каждого этапа уговаривания составляет 2-5% от обойденного количества.

  5. Теперь оцените, есть ли у проекта шанс на окупаемость, и сколько денег для достижения окупаемости Вам в него потребуется вложить. Не надейтесь на то, что проект будет окупаться меньше, чем за год - таких проектов бывает слишком мало. Будьте готовы принять тот факт, что проект с красивой идеей окажется неокупаемым в ближайшей перспективе - есть много красивых идей, которые действительно "не проходят по деньгам". Не надейтесь и на то, что Вам потребуется вложений по порядку меньше, чем 100 тысяч долларов. И пока Вы не найдете этих денег - не начинайте проект.
Сделайте часовой механизм
  1. Выпишите все обязанности всех людей, которые требуются для работы проекта. Любой человек, придя с утра на работу, должен четко знать, что и в каком порядке он должен делать. Кроме этого, любой человек должен четко знать, к кому ему обращаться для решения любых возникших у него проблем в процессе работы. Не пишите абстрактных обязанностей, к примеру "поиск клиентов" у торговых агентов. Торговые агенты должны получать списки потенциальных потенциальных клиентов у людей, занимающихся ведением адресных баз, и обходить их в соответствии с планируемым количеством контактов в день.

  2. Оборудуйте место для работы. Ну правильно - снимите офис, поставьте компьютеры и мебель, проведите телефоны и т.д. Все это достаточно тривиально, только не забудьте при оборудовании офиса исходить из обязанностей людей. К примеру, если у вас по плану должно работать три обзвонщика, то у вас должно быть порядка пяти телефонных линий для того, чтобы могли работать все обзвонщики, и к вам еще хоть кто-нибудь смог дозвониться. При подключении к Интернету не забудьте посчитать планируемый трафик, и исходя из него рассчитать ширину канала для подключения.

  3. Наймите людей. Не нанимайте хороших людей - нанимайте людей, максимально подходящих для выполнения написанных Вами обязанностей. Особо обращайте внимание на соответствии уровня квалификации и амбиций претендента с теми требованиями, которые накладывает на него планируемая Вами работа. Человека с большими амбициями или высокой квалификацией будет трудно удержать на рутинной работе. Избегайте энтузиастов - нанимайте работников. Энтузиасты, которых сособенно много в Интернетовской среде, легко загораются и не менее легко тухнут, столкнувшись с перспективой ежедневного рутинного труда.

  4. Начините работать. Откройте сайт, дайте отмашку торговым агентам, начните рекламу. Заставьте двигаться весь придуманный Вами механизм. При этом совершенно не обязательно совпровождать свое открытие пресс-конференцией с фуршетом для журналистов. Не давайте всему пару уходить в гудок - оставьте весь запал для основной деятельности.

  5. Контролируйте и оценивайте. Совершенно очевидно, что при столкновении с суровой действительностью честь Ваших придумок окажется нежизнеспособной, часть людей окажется не способной справляться с текущими задачами, реальные расходы будут больше планируемых расходов, а доходы - меньше планируемых доходов. Меняйте и адаптируйте. Самое главное, чтобы на этом этапе Вы не обнаружили, что то что Вы делаете никому не нужно.

В принципе, это и все. Если не считать того, что по каждому из пунктов этой статьи можно написать отдельную книгу.

 

 


К НАЧАЛУ

 

 

 
 

Развитие Бизнеса / Ру 2.0

Проект Блоги Контакты


Старый сайт:
Развитие Бизнеса / Ру 1.0


Условия использования
Приглашаем авторов
Деловые новости
Hi-Tech новости
О проекте

Архив
FAQ
 
 
Михаил Козлов
Сергей Александров

Реклама на сайте
Нашли ошибку?
Свяжитесь с нами



с 17 января 2000
 

©1999-2000, Михаил Козлов