Исследования рынков
Куда движется рынок SharePoint?

Куда движется рынок SharePoint?

Серьезный разброс мнений по поводу перспектив корпоративного применения платформы Microsoft SharePoint в опросе CNews (кстати, молодцы – одни из немногих СМИ на отечественном ИТ рынке кто тратит силы на опросы экспертов для своих публикаций) на мой взгляд показывает проблемы с оценкой позиционирования этого продукта. Большинство опрошенных экспертов работают на рынке Enterprise Content Management, а основные преимущества SharePoint лежат в области совместной работы и интеграции приложений Microsoft.

Изначально SharePoint позиционировался для замены файловых хранилищ (транзакционная база, веб доступ), хотя в первых версиях не поддерживал даже ограничения уровня доступа на уровне файла. Далее предлагалось использовать его как веб-интерфейс к сервисам, предоставляемым платформой Microsoft в сценариях совместной работы, управления проектами, бизнес-анализа и т.д. Сегодня и завтра Microsoft видит SharePoint в качестве платформы для управления корпоративным контентом (ECM) и бизнес-процессами, а также универсального клиента к корпоративным бизнес приложениям (OBA и BCS).

В этой картине мира, несмотря на заявленную поддержку сценариев интеграции в рамках гетерогенной ИТ-архитектуры, оказывается, что лучше всего использовать SharePoint в качестве веб-клиента к приложениям и сервисам самой Microsoft и, желательно, без серьезной доработки (кастомизации). Это не означает, что на SharePoint нельзя сделать серьезного корпоративного решения. Просто цена вопроса, объем усилий, производительность и надежность этого решения в больших проектах для гетерогенных сред оказывается несоответствующей представлению о технологиях Microsoft как простых и хорошо работающих прямо из коробки. Кроме того, до сих пор существуют серьезные ограничения по реализации дополнительного пользовательского функционала, хранению и обработки больших объемов транзакционных данных в самом SharePoint. Например, из-за ограничений при работе со списками. 

Видимо отсюда возникают подобного рода комментарии:

Сергей Якимчук, руководитель центра компетенции MS SharePoint компании Terralink. …говорит, что большинство опрошенных так или иначе готовы использовать SharePoint, и этот рынок очень похож на привычные для Microsoft площадки. "Это принято называть монополией. Ситуация усугубляется еще и тем, что оценка AIIM строится на базе опроса по версии SharePoint 2007, а до старта продаж SharePoint 2010 остается очень мало времени. Microsoft будет опять конкурировать со своим новым продуктом против своих старых"

Сергей Курьянов, директор по развитию Docsvision, полагает, что … до сих пор (включая версию 2007) SharePoint, в общем, не был решением корпоративного уровня, а, скорее, предназначался для рабочих групп, малого и среднего бизнеса. Вероятнее всего, компании, не планирующие внедрять у себя SharePoint, уже решили задачи групповой работы, портала и ECM с помощью других продуктов", – говорит эксперт.

Вадим Ипатов, заместитель генерального директора по развитию бизнеса "Интертраст": "Исследование наглядно показывает, что SharePoint не является платформой корпоративного уровня. Приложения на базе SharePoint – это решения для проектных площадок и рабочих групп.

Сергей Рыжиков, генеральный директор "1С-Битрикс", в роли основных причин отказа от внедрения SharePoint назвал крайнюю сложность внедрения и дороговизну решения от Microsoft, в том числе и для российского заказчика.

В "Корус Консалтинг" в разговоре с корреспондентом CNews обозначили три основных причины, по которым продукты SharePoint могут отсутствовать в планах по внедрению в ECM-проектах. Во-первых, как правило, портал внедряют компании с территориально-распределенной структурой, крупными филиальными сетями, а для тех организаций, у которых отсутствует необходимость в совместной работе, портальные технологии не являются приоритетом. Во-вторых, MOSS является платным программным обеспечением с широкими функциональными возможностями (совместная работа и социальные сети, порталы, корпоративный поиск, управление корпоративной информацией, бизнес-анализ, бизнес-процессы).

"Некоторые компании не используют все эти возможности. Например, для совместной работы достаточно использовать возможности WSS, который уже включен в стандартную поставку Windows Server. Другие компании рассматривают в качестве альтернативы продуктам Microsoft открытые или бесплатные разработки", – объясняет Александр Невинчанный, директор направления базовых технологий Microsoft "Корус Консалтинг". Также, по его словам, треть опрошенных может уже использовать какие-либо другие портальные технологии (например, в составе ERP-систем)

До сих пор в России Microsoft не удалось полностью перевести на платформу SharePoint ни одного партнерского решения в области работы с документами. Есть совместные интегрированные решения в сценарии когда SharePoint выступает в качестве веб-интерфейса к бизнес-логике, реализованной в продукте партнера (DocsVision, Дело, Documentum и др.). Да и в мире их не очень много, если сравнивать с платформами конкурентов. Усилия, конечно, предпринимаются, например, известно о совместном проекте с АйТи.

Что имеем в итоге:

  • Общая ситуация на рынке систем ECM в России является довольно конкурентной и SharePoint пока играет на другом рынке (совместная работа и порталы). Хорошо решает задачи в типовых сценариях в среде продуктов Microsoft
  • При этом остаются еще свободные ниши, например, для продуктов с меньшей стоимость владения и пригодных для работы в гетерогенных средах
  • Для меня лично это дает основание думать о перспективах для некоторых новых игроков, которые скоро начнут себя вести более активно. Следите за анонсами

3 thoughts on “Куда движется рынок SharePoint?

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.