Решения на Открытом ПО
Открытое vs. Свободное ПО. Как работает поддержка ОПО.

Открытое vs. Свободное ПО. Как работает поддержка ОПО.

Как многим известно, ГК VDEL в России и СНГ является мастер дистрибутором Red Hat, Zimbra, EnterpriseDB и другого Открытого ПО (ОПО).

Мы предлагаем продукты на базе ОПО для создания надежных, масштабируемых, безопасных и экономически эффективных ИТ решений для корпоративного применения. При этом мы стараемся делать акцент на экономических результатах внедрения ОПО, включая TCO, ROI, окупаемость и т.д.

При этом нам часто приходится объяснять терминологическую разницу между открытым и свободным ПО для проведения более четкой границы между бесплатными и платными продуктами на основе открытого исходного кода.

ОПО vs. СПО

В моем понимании термин “Открытое ПО” (ОПО) отличается от термина “Свободного ПО” (СПО) фактом наличия цены. Цена на ОПО возникает в силу того, что мы продаем услуги по поддержке для ПО с открытым кодом. Термин СПО стал популярным с подачи CNews и в массовом сознании прочно ассоциируется с понятием “бесплатно”. Поэтому здесь и далее я буду использовать термин ОПО для обозначения платного ПО, а термин СПО – для обозначения бесплатных продуктов.

Услуга продается в виде сертификата (контракта) сроком на 1, 2 или 3 года. Стандартная поддержка включает обязательства производителя ПО, например Red Hat, перед покупателем предоставить телефонный номер и/или электронный адрес, на который можно обратиться с вопросом по работе ПО. Время реакции производителя находится зависимости от уровня контракта и критичности проблемы. Например, условия поддержки Red Hat описаны здесь.

В общем виде схема работы поддержки выглядит так:

image

Уровень 1 обслуживается сертифицированными техниками Red Hat (Red Hat Certified Technicians), которые отвечают на вопросы клиентов, основываясь на собственных общих знаниях и на информации, задокументированной в Базе знаний. Проблемы, решаемые на Уровне 1, можно охарактеризовать как «распространенные вопросы/известные ответы».

Уровень 2 обслуживается сертифицированными инженерами Red Hat (Red Hat Certified Engineers). Проблемы, которые не удалось решить на Уровне 1 (т.е. такие, на которые нет заранее известного ответа), переносятся на этот уровень. В задачу специалистов Уровня 2 входит: воспроизвести проблему, охарактеризовать ее и, при возможности, разрешить ее путем изменений в настройках. Если группа Уровня 2 не справляется с проблемой путем изменения настроек, а также в случаях, когда для устранения ошибки требуется внесение изменений в программный код, проблема поднимается на Уровень 3.
Уровень 3 обслуживается группой эскалации проблем, в которую входят опытные технические специалисты, в задачи которых входит исключительно решение проблем клиентов. Они получают описание проблемы с Уровня 2 и приступают к процессу полного исключения условий возникновения ошибки. Если при этом требуется внесение изменений в программный код, эти специалисты пишут необходимый код, проверяют его на устойчивость к ошибкам, проводят регрессионный тест конкретно для конфигурации машин клиента и, в отдельных случаях, выпускают промежуточный патч специально для клиента.

Таким образом, термин ОПО здесь и далее подразумевает СПО, которое обладает ценой в силу возникновения определенной контрактом на поддержку ОТВЕТСТВЕННОСТИ производителя. Для корпоративных клиентов хорошо понятен тезис «бесплатно — значит безответственно» и этим во многом объясняется успех Red Hat в мире.

Портфель решений

Мы предлагаем довольно много продуктов на базе ОПО. С их помощью можно решать различные ИТ задачи, например:

Снижение стоимости владения ИТ-инфраструктурой

  • Широкий спектр зрелых и функциональных продуктов для малых, средних и крупных предприятий
  • Услуги дешевле чем лицензии
  • Виртуализация серверов и ПК

Соответствие требованиям 152-ФЗ

  • ОУД2/НДВ4 для использования в ИСПДН до К1

Поддержка критических бизнес-приложений

  • 1С, SAP, Oracle, Lotus, DB2, WebSphere надежнее, производительнее и безопаснее работают на Red Hat/МСВСфера/EnterpriseDB
  • Обеспечение высокой доступности и отказоустойчивости
    http://mkozloff.spaces.live.com/blog/cns!D1ED809F4FFA9136!4040.entry
  • Совместная работа и корпоративные коммуникации

Интеграция приложений и СОА

  • ПО промежуточного слоя, средства разработки и интеграции кросс-платформенных приложений на основе Red Hat / JBoss

Высокопроизводительные вычисления

  • Messaging, Real-time, Grid (MRG) на любом оборудовании

Подробное описание предлагаемых решений и архитектуры ИС на их основе находятся здесь:

Портфель решений VDEL на базе коммерческого открытого ПО (ОПО)
http://cid-d1ed809f4ffa9136.skydrive.live.com/self.aspx/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%BD%D1%8B%D0%B5/VDEL/Solutions/VDEL%5E_Solutions%5E_Overview%5E_Web.odp

Взгляд VDEL на архитектуру распределённой ИС на базе открытого ПО
http://mkozloff.spaces.live.com/blog/cns!D1ED809F4FFA9136!4047.entry
http://avasyukov.blogspot.com/2010/01/blog-post.html

Примеры внедрений ОПО
http://cid-d1ed809f4ffa9136.skydrive.live.com/self.aspx/%d0%9e%d0%b1%d1%89%d0%b5%d0%b4%d0%be%d1%81%d1%82%d1%83%d0%bf%d0%bd%d1%8b%d0%b5/VDEL/Solutions/Open%20Source%20Case%20Studies%20VDEL.pdf

Сравнение стоимости владения ПК на базе Red Hat vs. Microsoft. Методы миграции на Red Hat Enterprise Linux Desktop & Open Office

http://cid-d1ed809f4ffa9136.skydrive.live.com/self.aspx/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%BD%D1%8B%D0%B5/VDEL/Solutions/RHEL%5E_vs%5E_Microsoft%5E_on%5E_Desktop%5E_Web.odp

Сравнение стоимости владения Red Hat Enterprise Virtualization for Servers (RHEV-S) vs. VMware vSphere 4 Enterprise (доступно по запросу)

Файлы OpenOffice.org (www.openoffice.org) также можно открывать в приложениях Microsoft Office

Как мы продаем?
VDEL не работает напрямую с заказчиками и продает ОПО только авторизованным партнерам. Условия партнерской программы включают рост партнерской маржи в зависимости от уровня компетенции и дополнительную маржу за регистрацию сделок у VDEL. Условия новой партнерской программы опубликованы на http://vdel.ru/vdel_program_release

Куда идем и чего хотим?

ИМХО рынок ОПО в России и СНГ будет в ближайшие годы самым быстро растущим и активным. Связано это в первую очередь с тем, что до прошлого года несмотря на весь накал обсуждения некоторых СПО проектов, никто по сути активно этим рынком не занимался.

Существующие объемы продаж (а иначе по определению нет рынка) пока еще делают бизнес на ОПО малоинтересным для большинства системных интеграторов и других участников. Наша задача сегодня состоит в том, что бы предложить заказчикам серьезное решение для их задач не только на базе ОС, но и других необходимых инструментов, а также научить реселлеров и интеграторов как можно развить новый для них бизнес.

Хорошим подспорьем в этой работе является растущий интерес государства как заказчика к ОПО и желание большинства заказчиков снизить расходы на эксплуатацию ИТ, что бы освободить средства для инвестиции в их развитие.

Как известно около 70-80% любого ИТ бюджета тратиться на поддержание работоспособности информационных систем (эксплуатацию) и только 20-30% на проекты их обновления и развития. По итогам падения курса рубля и большой зависимости от импорта ПО и оборудования рублевые ИТ-бюджеты в среднем сократились на 30-40%, что практически остановило инвестиции в развитие ИТ в 2009 году.

Использование виртуализации и ОПО позволяет снизить стоимость владения и эксплуатации, например, серверной инфраструктуры до 10 раз! Сэкономленные средства можно направить на развитие и новые проекты не увеличивая общие расходы предприятия!

Предстоит много работать, но нам будет интересно. А вы что думаете?

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.