Отличная пошаговая инструкция стратегу!
Как нужно выбирать информационные системы
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МНЕНИЕ
Федор Петренко, Columbus IT Partners
Бытует мнение, что все системы, ориентированные на один сегмент рынка, по большому счету, одинаковы. Поэтому достаточно посмотреть на их функциональность и сделать выбор согласно качеству того прототипа, который был представлен на презентации. Однако такой подход не совсем верен.
Несколько лет назад у меня на эту тему состоялась любопытная беседа с владельцем одной очень уважаемой шведской консалтинговой компании, шведом по национальности. Он задал мне следующий вопрос: «Представь себе, что тебе необходимо выбрать между двумя системами. В первой из них твои требования по функционалу удовлетворены на 100%, там есть вообще все, что тебе нужно — вплоть до малейшей кнопочки, малейшей формы, отчета. Функционал же второй системы покрывает твои потребности всего на 80%, но эту систему делает Microsoft. Какую из систем ты бы выбрал?» Я, не задумываясь, ответил, что первую — ведь там есть все! «Ответ неправильный, — говорит мне мой собеседник, — и вот почему. Давай посчитаем, какая у тебя в компании окупаемость системы?» Немного порассуждав, мы с ним вместе пришли к выводу, что в среднем — семь лет. При этом оба мы сошлись во мнении, что если систему придется менять раньше этого срока (года через два-три), то это будет означать, что выбор был сделан неверно.
Теперь, говорит мне мой оппонент, давай посмотрим, что будет с системой номер один, той, что подходит на 100%. Практика показывает, что Microsoft ее либо купит и закроет, либо откажет ей в предоставлении кодов к очередной версии Windows или SQL-сервера, либо по одному переманит всех разработчиков, либо сделает что-то еще. А что в это время будет с системой номер два? Обнаружив, что в ней не хватает существенных блоков, необходимых целевой аудитории, Microsoft либо разработает это своими силами (не зря же компания тратит на НИОКР 8 млрд. долларов в год!), либо (если своих сил окажется недостаточно) наймет нужных специалистов, либо купит патент на разработку, либо купит фирму, в которой эта разработка есть…
Поэтому при выборе системы очень важно рассматривать не только наличие необходимого функционала, но и стратегию вендора в области поддержки этой системы на ближайшие 5–10 лет. Если есть уверенность в том, что при всех изменениях операционных систем, сетевых протоколов, местного законодательства, международных стандартов, при появлении новых методов работы (таких, как, скажем, штрих-коды и RFID) вендор будет достаточно компетентен, чтобы оперативно отражать все эти новшества в системе, с этой системой можно работать. Если же есть хоть малейшее сомнение, что у вендора хватит штата разработчиков, чтобы одновременно работать на всех этих фронтах, я бы с ним работать не стал, несмотря на наличие функциональности и более выгодных цен на эту систему сейчас.
…
При выборе ИС часто используются вариации на тему метода затраты-ценность-риски (ЗЦР).
С моей точки зрения выделенные в цитате болдом риски, озвученные неназванным владельцем уважаемой шведской консалтинговой компании, являются эфемерными, т.к. я что-то не не могу вспомнить ни одного соответствующего примера из реальной жизни. Кого из конкурентов последний раз покупал Microsoft. Groove? Это был старт-ап построенный в большой степени на деньги Microsoft и прямым конкурентом он никогда не был. Обычно Microsoft покупает компании, чьи продукты и/или услуги дополняют собственное предложение. За последнее время: Groove, Sybari, FrontBridge Technologies… Коды программ Microsoft предоставляет только правительствам и весьма ограниченному кругу партнеров, куда конкуренты обычно не входят. Переманивать всех разработчиков – про такие примеры из практики Microsoft я тоже не слышал. Есть примеры покупки технологий, но компании, которые в свое время продали что-то Microsoft в большинстве своем на слуху и сейчас: Sybase, Panarama, даже Информатик 🙂
Удивительно насколько сильны предрассудки в отношении Microsoft даже в профессиональном сообществе. Что уж тут говорить об обывателях. Если вам есть что возразить, я, как обычно, буду рад получить комментарий…
Надежность поставщика – это серьезный вопрос и риск, который конечно нужно учитывать при выборе ИС. Но аргументация при сравнении систем ИМХО должна быть другой (см. ЗЦР выше). И желательно без особого популизма. Кроме того, одних презентаций для принятия решения не достаточно. Мы, например, рекомендуем делать так называемые Proof-of-Concept проекты, показывающие что существующую проблему (задачу) принципиально можно решить при помощи определенного функционала. Но это уже другая история…