блог
   

Развитие Бизнеса > Развиваете бизнес? > Организационный дизайн

Аналитик: «Системный интегратор» или «узкий специалист»

В.В. Губанов (Агентство профессионального сервиса)
С.М. Шуплецов (Директор по информации ЗАО «Ренова»)

Конференция "Роль аналитика в управлении предприятием" Москва, 29 июня 2001 года.
Организатор: Исследовательско-консультационная фирма «АЛЬТ», Санкт-Петербург

 

Отношение к аналитику и его судьба в компании

В ходе развития любой компании наступает момент, когда в ней появляется «аналитик» или даже «аналитическое подразделение». Формируется представление о его предназначении и ожидание чуда.

Менеджеры и специалисты иногда смотрят на этого специалиста с непониманием, а иногда с надеждами.

«Аналитик» начинает взаимодействовать с менеджерами и специалистами, «отрывать» их от дела, постепенно вызывает недовольство и возникает вопрос: «А чем ты помогаешь мне в моей работе?»

«Аналитику» быстро находят «дело», и вот уже вместе со всеми он занимается тем, что готовит планы, письма, «решает» производственные и прочие вопросы.

Если он не увольняется, значит, он не «аналитик», а если он «аналитик», то он рано или поздно обязательно увольняется. В обоих случаях организация, казалось бы, возвращается в прежнее состояние - как «было» до его прихода.

И это не фантазии, а результат наблюдения за конкретными организациями.

Впрочем, эта же модель судьбы справедлива и для структур развития.

В чем причина?

Условия возникновения потребности в аналитике

Если рассмотреть основные функции Системы организационного управления (СОУ), то наряду с наблюдением, принятием решения и вводом его в действие, в контуре управления, безусловно, присутствуют функции анализа и выработки решения. И любой менеджер в рамках своей сферы ответственности выполняет эти функции. А поскольку компании фактически функционируют и развиваются и в отсутствии аналитика, то менеджеры справляются с решением своих задач управления.

Наступает момент, когда менеджер сталкивается с ситуацией, в которой он не может принять решения и не по причине «тривиальной» трудности – отсутствие информации, а потому что не знает, что же можно и нужно предпринять. Для него существует простое решение: посоветоваться с менеджером верхнего уровня. Посоветовался, все понял, и дело опять «завертелось». Если так, то с кем будет советоваться менеджер верхнего уровня? Ответ опять простой – комитет, команда, общими усилиями находим решение. Если решение все же не найдено, то опять простое решение – «посмотрим, как оно само разрешится».

Когда решений типа «посмотрим» становится много, когда начинает возникать беспокойство у руководства и даже прямые потери в деятельности, в компании появляется «аналитик».

Аналитику предназначают разобраться с «неизвестным» и помочь менеджменту понять свойства и закономерности деятельности, найти методы и механизмы решения задач такого типа и научить менеджеров работать с этими управленческими задачами. Ситуация в компании налаживается, и аналитик оказывается «без дела», а тут поспевают новые «производственные» задачи, да и «ресурс» не должен простаивать – смотри о судьбе «аналитика».

Место, роль, предназначение, результат деятельности аналитика

Каждый менеджер от части – аналитик. И если уж в компании появляется «аналитик», то, скорее, его можно назвать «метааналитиком – синтетиком» поскольку:

  • Он должен организовывать и поддерживать аналитическую функцию всего менеджмента компании;
  • Результатом его деятельности должна быть динамически развиваемая в соответствии с потребностями компании, отчуждаемая (передаваемая другим) модель деятельности компании и ее системного окружения. Она является не столько продуктом интеграции («сложения»), сколько результатом исследования и синтеза. Из нее операционально следует состав управленческих задач и способы их решения.

Организационные решения:

  • «Аналитик» – свойство личности и самоопределение человека, методно оснащенного к деятельности по исследованию «неизвестного» и по построению модели деятельности, которая позволяет менеджеру вырабатывать и принимать решения.
  • Предназначение – «усиление» менеджера для многоаспектного исследования состояния деятельности, цель которого заключается в формировании у менеджера новых представлений о свойствах деятельности, формулировании проблемы и постановке задачи ее решения;
  • Создание аналитического подразделения при высокой и постоянной интенсивности возникновения проблем в деятельности копании или ее структурах;
  • Аутсорсинг на решение проблем в условиях неопределенностей.

 

 

 

 

 


К НАЧАЛУ

 

 

 
 

Развитие Бизнеса / Ру 2.0

Проект Блоги Контакты


Старый сайт:
Развитие Бизнеса / Ру 1.0


Условия использования
Приглашаем авторов
Деловые новости
Hi-Tech новости
О проекте

Архив
FAQ
 
 
Михаил Козлов
Сергей Александров

Реклама на сайте
Нашли ошибку?
Свяжитесь с нами



с 17 января 2000
 

©1999-2000, Михаил Козлов