блог
 

Развитие Бизнеса -> Начинаете бизнес? -> Финансирование

Где найти деньги для малого бизнеса?

Считается, что настоящие предприниматели тем и отличаются от остальных людей, что знают, как использовать деньги для своего и нашего с вами блага. Они тратят деньги главным образом не на потребление–приобретение дач, яхт и ананасов с рябчиками (хотя и это случается), а на развитие бизнеса. Именно они являются основными потребителями кредитных ресурсов. Благодаря им средства, имеющиеся в стране, могут быстро перетечь туда, где их использование в сложившейся экономической ситуации является наиболее эффективным.

Подавляющее большинство предпринимателей у нас, как, собственно, и во всем мире, находят себя в сфере малого бизнеса. Бизнес любого предпринимателя поначалу является малым. Зачастую он таковым остается, и далеко не всегда это свидетельствует о неудаче владельца. Просто для многих областей человеческой деятельности наиболее естественными являются именно малые предприятия. К таким областям относится торговля, производство сельскохозяйственной, пищевой продукции, фармацевтика, грузоперевозки и др. Представив, сколько людей занимается у нас, например, мелкой розничной торговлей, можно оценить и масштабы малого предпринимательства, и его важность в нашей жизни. Однако, в сравнении со всем миром в России малое предпринимательство развито явно недостаточно. Так, его совокупный вклад в экономику России составляет чуть более 10% ВВП, в то время как в большинстве развитых стран эта цифра в несколько раз выше. Отечественный малый бизнес имеет значительный резерв роста, однако, этот резерв пока так и остается невыбранным. Причина – хроническая нехватка средств в стране, слабое развитие механизмов, с помощью которых бизнесмен-неолигарх мог бы привлечь средства для развития своих проектов.

Надо сказать, что проблема финансовой подпитки малого предпринимательства была поставлена на государственном уровне уже давно. Практически ежегодно принимались программы поддержки малого предпринимательства; с 1996 года на развитие малого предпринимательства выделяется 5% средств, полученных в результате приватизации госсобственности. Правительство объявляло о готовности предоставлять гарантии иностранным банкам, кредитующим малое предпринимательство в России. Несколько позднее были приняты законы, определяющие особый порядок налогообложения малых предприятий, предпринимались усилия по организации кредитных союзов.

Возникает вопрос: почему бы малым предприятиям не кредитоваться в банках на общих условиях? Зачем нужны дополнительные и не всегда прозрачные формы стимулирования малого бизнеса, которые создают множество возможностей для недобросовестности чиновников, для неравного подхода к различным компаниям? Ответ на этот вопрос следует искать в сложившейся структуре денежно-кредитной и банковской системы. Система способствовала тому, чтобы для банка было рентабельным выдавать большое количество мелких ссуд - гораздо выгоднее было работать на финансовом рынке и кредитовать крупных клиентов. Впрочем, банки тоже можно было понять: они не могли похвастаться наличием большого количества сравнительно дешевых ресурсов, поскольку население и в лучшие для российской финансовой системы времена (1997 год) упорно предпочитало депозитным вкладам покупку долларов.

Проблему отчасти могли разрешить долгосрочные и дешевые кредиты зарубежных банков. Известно несколько проектов такого плана, осуществляемых банками с широкой сетью отделений – Инкомбанком, СБС-АГРО и другими. Эти планы, впрочем, спутал кризис второй половины 1998 года. Кризис погубил и идею создания кредитных союзов. Идея активно продвигалась в 1998 году Ириной Хакамадой, бывшей тогда председателем госкомитета РФ по поддержке малого и среднего предпринимательства. Предполагалось, что кредитные союзы, объединяющие 100-300 бизнесменов, будут играть роль своего рода «касс взаимопомощи». А за счет того, что деятельность таких союзов, формально являясь банковской, попадала в иной, щадящий режим налогообложения, ставки привлечения ресурсов в союзах могли бы быть более приемлемыми, чем банковские ставки. Август 1998 года помешал реализации этих планов, которые при более благоприятном развитии событий могли бы повлечь серьезные изменения в финансовой системе страны.

Посткризисная ситуация в сфере финансирования малого предпринимательства не слишком оптимистична. В результате массового банкротства системообразующих банков система централизованного финансирования малого бизнеса понесла существенные потери. Было практически полностью свернуто финансирование проектов, связанных с кредитованием малого бизнеса за счет ресурсов зарубежных банков. Ведь управлением выдачей средств занимались отечественные многофилиальные банки, сильно пострадавшие в ходе кризиса. Значительные потери понес и фонд поддержки малого предпринимательства, чьи ресурсы зависли на счетах неплатежеспособных банков.

В результате поддержка малого предпринимательства переместилась в регионы. Многие региональные администрации, осознав, что в условиях уменьшения финансирования со стороны федерального центра мелкий бизнес является одним из самых основных (если не основным) источником доходов, стали придавать его развитию и поддержке первостепенное значение. В большом числе регионов (Астрахани, Москве, Новгороде, Новосибирске. Санкт-Петербурге и др.) в 1999 году осуществлялись специальные программы поддержки малого предпринимательства, эффективность которых была достаточно высокой.

Безусловно, малый бизнес должен оставаться важнейшей опорой регионов. И тем не менее, хотелось бы, чтобы поддержка малого предпринимательства вновь была бы осознана как проблема федерального уровня. Как уже было отмечено, ресурсы Федерального фонда поддержки малого предпринимательства сильно сократились после кризиса (уже осенью 1998 года стало понятно, что фонд фактически неплатежеспособен). Ресурсы фонда давно не пополнялись – хотя бы потому, что в связи с кризисом резко сократились объемы приватизации (напомним о 5% средств от приватизации, идущих малому бизнесу). Однако, в ближайшее время ситуация изменится. Государство готовится к продаже крупных госпакетов акций нефтяных компаний (ТНК, Онако, Роснефть). Тем самым, федеральный фонд поддержки малого предпринимательства получит значительные средства. Остается надеяться, что средства эти будут использованы с толком, послужат тому, чтобы малый российский бизнес занял достойное место в экономической системе страны.

 

   ИА «Финмаркет»,  12.12.99

 

 


К НАЧАЛУ

 

 

 
 

Развитие Бизнеса / Ру 2.0

Проект Блоги Контакты


Старый сайт:
Развитие Бизнеса / Ру 1.0


Условия использования
Приглашаем авторов
Деловые новости
Hi-Tech новости
О проекте

Архив
FAQ
 
 
Михаил Козлов
Сергей Александров

Реклама на сайте
Нашли ошибку?
Свяжитесь с нами



с 17 января 2000
 

©1999-2000, Михаил Козлов