Saturday, December 14, 2019

Круглый стол CNews “Business Intelligence в России 2010” – а есть ли ROI?

09/06/2010 Автор: mkozloff · View Comments · 843 views · Сохранить ·

Еще со времен работы в Microsoft, где я в том числе отвечал за продвижение BI-решений, этот рынок мне интересен и поэтому было любопытно прочитать отчет о недавно прошедшем круглом столе CNews «Business Intelligence в России 2010″. Общий вывод о росте мирового рынка BI на 4,2% в 2009 г. находится в легком контрасте с данными TDWI Best of Business Intelligence 2009:

  • Несмотря на в целом тяжелый год, мировая BI индустрия пережила его относительно неплохо. Появился целый ряд новых интересных стартапов, а из действующих игроков с рынка ушла только LucidEra (SaaS стартап). Удивила Microsoft закрыв продукт PerformancePoint. Однако его части должны вернуться к жизни в составе SharePoint 2010.
  • BI продолжает оставаться относительно нишевой технологией, внедряемой в отдельных частях организаций (silo), не всегда с ясными и измеряемыми результатами для бизнеса. Процент пользователей BI в 2009 уменьшился на 1 пункт.

Лично меня, как обычно, больше всего интересует отдача (ROI) от внедрения ИТ-технологии. Второй вывод TDWI, к сожалению, прямо подтверждается отсутствием конкретики в докладах выступавших. Основные результаты внедрений BI в России в обзоре рынка CNews выглядят так:

  • ВТБ-24: В 2009 г. благодаря внедрению и использованию BI было обеспечено около 7-8% продаж потребительских кредитов и кредитных
    карт.
  • «Акадо»: за счет использования BI произошло уменьшение оттока абонентов, повысился % возврата абонентов к активности и количество
    продаж услуг на 100 звонков, эффективность бизнеса возросла на 10%.
  • «Копейка»: Положительный эффект – в скорости выполнения и подготовки отчетов, снижении нагрузки на транзакционную систему.
  • «Сибур – Русские шины»: внедрение BI позволило обеспечить простоту, достоверность и наглядность предоставления отчетов.

Ни слова про ROI :-(

Презентация Сергея Анохина (ВТБ 24) вроде бы целиком посвящена вопросу эффективности внедрения BI, но кроме упоминания потенциальных путей получения отдачи, деталей в ней мало. При этом в начале приводится довольно странная метафора:

«Чтобы коровы меньше ели и больше давали молока, надо их меньше кормить и больше доить»

Любопытная стратегия, но коровы могут и сдохнуть, если слегка переусердствовать с экономией на кормах.

Презентация проекта в ЕвроХиме похоже делалась в дизайн-студии, но про ROI в ней тоже ничего нет. Зато картинки красивые, например:

image image

А обещают еще и красочный буклет! Вот, что говорится про эффективность внедрения:

Уже упоминавшаяся логическая цепочка «внедрил ERP – пора внедрять BI», в случае с крупным бизнесом, похоже, оправдывает себя на 100%. Владимир Чибисов, директор по развитию бизнес-систем МХК «ЕвроХим», рассказал участникам КС о том, как, потратив однажды порядка 50 млн долл. на Oracle Business Suite, руководство компании не получило эффективного инструмента управления. И только строительство и внедрение собственного BI-решения, как надстройки над ERP-системой, привело к необходимому результату. Если оценивать экономическую эффективность BI-проекта в конкретных суммах, то, как отметил Владимир Чибисов, это достаточно сложно, поскольку BI охвачены почти все направления деятельности компании (система внедрена на 80%), что позволяет компании экономить ежемесячно порядка 2 млн долл.

Не ясно почему сложно оценить и откуда появилась цифра 2 млн. в месяц, но такими темпами за месяцев за 30, наверное, можно окупить ERP. А саму BI систему?

В докладе Федора Краснова (АКАДО) подробно разбираются проблемы с показателем (KPI) оттока клиентов и делается вывод о применимости BI для его анализа и улучшения, но без выкладок по итогам внедрения в Акадо. При этом методически все что нужно сделать для расчета ROI в BI в данном случае – это взять, например, значение среднемесячного показателя оттока до и после внедрения BI. Далее оценить изменение связанного с этим показателем денежного потока и посчитать ROI с учетом влияния рисков. Интересно было бы посмотреть, что получиться.

По идее отдача должна быть позитивной, если внедрение BI показало источник проблемы оттока и позволило принять управленческое решение, устраняющее проблему. Иначе, м.б. проще опросить выборку клиентов, понять, почему они переходят в пассивное состояние или разрывают контракты на обслуживание, и устранить причину оттока, не внедряя BI.

Кто-то может возразить: без внедрения BI мы не знаем наши показатели оттока (проблема курицы и яйца). Ок, тогда откуда известно, что с ними проблема, которую вообще нужно устранять? Здесь или кто-то лукавит или найдите для себя другие показатели, про который вы что-то знаете и считайте ROI применительно к ним.

Вот, собственно, и все, что говориться в материалах круглого стола по поводу эффективности внедрения. Собственно практически ничего. На мой взгляд во многом неопределенность с возвратом на инвестиции в BI и не позволяет этой технологии стать мейнстримом и выйти из узкой ниши в среде корпоративных бизнес-приложений. Это странно, т.к. какой-то эффект от внедрения BI очевидно есть, но почему-то мало кто умеет перевести его на язык строгих цифр.

На тему методов расчета ROI в BI я планирую писать в будущем, а пока можно посмотреть следующие материалы:

###

Что еще интересного, я для себя отметил в докладах…

Рынок BI-платформ по оценке Gartner в 2009 г.

Коллега из Microsoft удивил меня своим рассказом про то, какая классная вещь виртуализация по сравнению с BI с точки зрения приоритетов CIO в 2010 году. Вроде бы пришел продавать Microsoft BI… J

Его расстроил вот этот слайд:

image

… который почему-то уже отличается J от того, что говорил Gartner еще в октябре 2009 (слайд из презентации Павла Новикова (Софтлайн):

clip_image001

В презентации Сергея Шеленцова (Beeline) упоминается еще один квадрант Gartner по аналитическим СУБД.

image

Из относительно новых технологий здесь представлены Netezza (продвигает интегрированные программно-аппаратные комплексы для создания складов данных, которые можно объединять в сети – grid) и GreenPlum (открытое ПО, называет себя пионером в области облачных хранилищ данных). Рост роли Открытого ПО отмечен и в отчете TDWI:

В 2009 г. использование Свободного и Открытого ПО для бизнес анализа стало мейнстримом. До 25% ВСЕХ компаний уже использовали F/OSS BI и до 40% компаний находились на стадии исследования возможности его применения.

А к вам приходит BI ОПО?

###

Презентации участников круглого стола

  • /blogs/mkozloff/archive/2010/06/09/107319.aspx Блог о развитии бизнеса и ИТ-решениях для бизнеса

    Круглый стол CNews “Business Intelligence в России 2010” – а есть ли ROI?…

    Еще со времен работы в Microsoft, где я в том числе отвечал за продвижение BI-решений, этот рынок мне……

  • http://twitter.com/softline_edu Softline Education

    насчет Perfomance Point.
    Теперь это BPC Edge for MS SQL – «нишевое решение» SAP.
    Об этом упоминал Дмитрий Лисогор на http://bit.ly/9Klzrl

  • http://www.devbusiness.ru/ mkozloff

    Насколько я понимаю, частично PerformancePoint вошел в BI функционал SharePoint 2010

  • http://www.knigaprosoft.ru/ Alexey Butakov

    Верно, в MOSS 2010 целиком и вошел

  • http://www.devbusiness.ru/ mkozloff

    Вообще-то его прилично переделали: http://blogs.msdn.com/b/performancepoint/archiv… Без детального анализа трудно сказать, новая ли это версия или по сути другой продукт. Я помню 3 года назад у него был очень симпатичный клиент для Excel из которого было можно создавать кубы в SSAS. Сейчас эту возможность не видно…

    Как пишут в том же блоге:

    «The quick elevator pitch would be that PerformancePoint Services is the easiest way to create and publish Business Intelligence Dashboards in SharePoint 2010″.

    А это далеко не полный функционал PPS 2007

  • http://www.knigaprosoft.ru/ Alexey Butakov

    Видимо имеет смысл посмотреть в сторону PowerPivot: http://www.powerpivot.com/

  • http://www.devbusiness.ru/ mkozloff

    Это скорее похоже на развитие SQL Server Data Mining Add-ins for Office 2007 (был когда-то такой продукт: http://www.devbusiness.ru/mkozloff/2006/11/27/d…).

    В очередной раз обратил внимание, что меня раздражает оформление последней рекламной кампании Microsoft в стиле книг …for Dummies.

blog comments powered by Disqus
©1999-2010, Михаил Козлов · Работает на WordPress · Войти