Monday, June 26, 2017

Индекс, характеризующий масштаб бизнеса :-)

21/03/2006 Автор: mkozloff · View Comments · 327 views · Сохранить | Печать ·

Вчера в Секрете Фирмы (приложение iOne) попалась очередная попытка измерить отечественный ИТ-бизнес на основании отсутствующих данных. Основной рейтинг также опубликован в Комерсантъ-Деньги.
 
Восхищает изобретательность авторов, признающих наличие проблем с рейтингованием!
  • "Любопытно, что компании, взявшие курс на IPO и столкнувшиеся с правилами международного аудита, обнаружили, что заверяемые аудиторами цифры выглядят не столь эффектно, как те, которые они декларировали прежде, отчего страдают показатели роста. Отказы некоторых прежних участников объясняются именно этой причиной. Вообще, желание ИТ-компаний выйти на фондовый рынок парадоксальным образом сказывается на ситуации с информационной открытостью. Так, крупный холдинг НКК ограничился в этом году только общей цифрой, мотивировав свое решение следующим образом: холдинг стремится к публичности, поэтому на период подготовки к выходу на IPO, требующему реорганизации компаний холдинга, закрывается от публики, а воздержаться от предоставления данных о структуре доходов руководству НКК рекомендовал финансовый консультант."

    И что тут парадоксального? Обычная мировая практика. Период молчания позволяет избежать ненужного ажиотажа и снизить риски инвесторов.

  • "В последний момент в рейтинг «вскочила» компания «Открытые технологии», предпочитающая подводить итоги своей деятельности не по cash flow за отчетный период, а по сумме заключенных договоров (то есть, доходам будущих периодов). Компания, конечно, имеет на это право (хотя Oracle, помнится, была однажды оштрафована в США именно за такую форму отчетности), но дело в том, что рейтинг — это сравнение. И чтобы провести его корректно, необходима некая общая точка отсчета…"

    А хороший cash flow может быть связан с получением просроченной дебиторки, кредита или инвестиций :-)

Основной параметр для сравнения компаний называется "Индекс, характеризующий масштаб бизнеса"! Рассчитывается он по следующей методике:
  • "Компании ранжируются по безразмерному индексу, характеризующему масштаб их бизнеса. В первую очередь он определяется выручкой (с коэффициентом 0,9), которую компании получили за 2005 год (в соответствии с бухгалтерской отчетностью). Но не только. Свой вклад в индекс вносят также общий штат сотрудников компании, клиентская диверсифицированность бизнеса (величина, соответствующая количеству клиентов, приходящихся на одного продуктивного специалиста) и наличие филиальной сети. Индекс рассчитывается по формуле:
    Индекс(i) = 0,9 х Ai/Amax +0,05 х Bi/Bmax + 0,025 х (Ci/Bi’)/(C/B’)max +0,025 х Di/Dmax,
    где Ai — выручка компании за отчетный период; Bi — общий штат сотрудников, Bi’ — количество продуктивных специалистов; Ci — количество контрактов за отчетный период; Di — количество филиалов, дочерних компаний. Все величины нормируются на максимальное значение по группе."
Слабых мест в этой формуле всего 3: выручка по РСБУ, количество продуктивных (?) специалистов, количество контрактов. Специалисты по манипуированию цифрами нарисуют эти показатели как нужно практически в любую сторону, а отчетность по РСБУ обычно вообще не имеет никакого отношения к действительности. Соответственно (ИМХО) относится серьезно к этому рейтингу не приходится. Для меня абсолютная загадка зачем вообще пытаться измерить неизмеряемое!?
 
А что думаете Вы? Зачем нужны такие рейтинги?
blog comments powered by Disqus
©1999-2010, Михаил Козлов · Работает на WordPress · Войти