Sunday, August 20, 2017

План построения бизнеса

12/02/2002 Автор: mkozloff · View Comments · 759 views · Сохранить | Печать ·

Марк Федин, Президент «БКГ менеджмент консалтинг» (Ведомости)
12 февраля 2002

Перед тем как начинать собственное дело, человек должен ответить на следующие вопросы. Обладаю ли я достаточными способностями и квалификацией? Каковы мои личные и профессиональные цели? Что есть цель моего бизнеса? Какие финансовые вложения необходимы? Достаточно ли у меня денег? Если нет, то откуда могут поступить средства? Насколько хороша моя концепция? Захотят и смогут ли клиенты воспользоваться моими услугами?

Адаптированный к российским реалиям бизнес-план может быть структурирован так.

  • Цели деятельности.
  • Краткое описание бизнеса.
  • Анализ рынка.
  • Продукция (услуги).
  • Организация производства.
  • Инвестиционный климат и риски.
  • Достижение необходимого качества.
  • Обеспечение конкурентоспособности.
  • Реализация продукции.
  • Управление и кадры.
  • Финансирование.
  • Эффективность бизнеса и возможные перспективы.
  • Приложения.

В том случае, если речь идет о проекте, предусматривающем значительные инвестиции, при подготовке бизнес-плана не обойтись без высокопрофессиональных консультантов. Если же бизнес-план составляется для небольшого бизнеса, то в услугах консультанта нет необходимости.

Существует множество книг по составлению бизнес-планов и достаточно программ, автоматизирующих подготовку бизнес-плана или его частей. Могу рекомендовать то, с чем хорошо знаком. Наиболее полная библиография представлена на http://or-rsv.narod.ru/Bibliography/Bibl_R_9_1.htm. Полезные публикации о бизнес-планировании можно найти наhttp://www.devbusiness.ru/development/busplanning.htm. Интерес и профессиональное уважение вызывают разработчики сайта «Корпоративный менеджмент» – http://www.cfin.ru/shop/cdrom/bpworkshop.shtml, через который можно заказать CD «Мастерская бизнес-планирования III».

Из российских средств поддержки бизнес-планирования можно порекомендовать программу Project Expert ver. 7 компании «Про-Инвест». В этой версии разработчики учли подавляющее большинство слабых сторон предыдущей версии программы.

Из англоязычных полезным может оказаться интернет-ресурс INC.COM – http://www.inc.com. Названия разделов говорят сами за себя: «Пишем бизнес-план», «Начинаем бизнес», «Бизнес одной персоны», «Покупаем бизнес или франшизу» и т. д.

Одна из лучших англоязычных программ по составлению бизнес-плана – BizPlan Builder ver. 7. На сайте компании-разработчика www.jian.com представлены планы для разных направлений бизнеса, составленные при помощи этой программы.

Очень распространенная ошибка при составлении бизнес-плана – неправильное понимание того, какие аспекты являются определяющими. Обычно много сил тратится на подготовку разделов «Финансовый план», «Анализ эффективности реализации проекта», но, как правило, совсем не уделяется внимание анализу рынка продукции и обоснованию ее конкурентоспособности. Слабая маркетинговая часть бизнес-плана, как правило, обрекает на неудачу сам бизнес. Для планирования бизнеса обязательно нужно привлекать хорошего маркетолога, а затем – финансиста. Именно в такой последовательности.

Чтобы правильно оценить рынок, необходимо провести исследования в части сегментирования рынка, интересов покупателей, потенциального спроса, платежеспособного спроса, доли рынка, объемов продаж. Помимо этого необходимо проанализировать стратегию поведения конкурентов, цены и качество их товаров, возможности импорта.

В финансовой части бизнес-плана необходимо предусмотреть инфляцию, изменения цен (на продукцию, материалы, сырье, энергию и др. .) и затрат (на зарплаты, оборудование, строительство, ремонт и др.), изменение курса валют.

Довольно часто при составлении бизнес-плана не учитывается такая важнейшая статья, как оборотные средства. Не уделяется должного внимания налогам, игнорируются экспортные и импортные пошлины. Не учитываются накладные, непредвиденные расходы, затраты на страхование, рекламу и т. д. Отсутствует учет скидок покупателям, комиссионных и т. п. Очень часто недостаточно прорабатываются существующие ограничения: юридические, патентные, бухгалтерские, налоговые, квалификационные. Не учитываются организационные возможности, отношения с властями, налоговыми службами.

Наконец, довольно часто к серьезным просчетам при бизнес-планировании приводит излишний оптимизм разработчиков проекта, что выражается в неоправданно сжатых сроках выполнения проекта, завышенных объемах продаж, заниженных себестоимости и необходимом объеме финансирования.

Какая сумма необходима для начала собственного бизнеса? Здесь существуют два подхода. Первый – у вас имеется сумма денег, например от $3000 до $30 000, и под нее вы ищете бизнес-идею. Второй – и он мне ближе – вы под бизнес-идею составляете отличный бизнес-план, который не только служит основным средством привлечения инвестиций (от $300 000 до $3 млн) , но и впоследствии будет основной базой для воплощения бизнес-идеи.

blog comments powered by Disqus
©1999-2010, Михаил Козлов · Работает на WordPress · Войти