блог
   

Развитие Бизнеса > Развиваете бизнес? > Финансы и учет

Учет различных видов платежных средств при построении финансового плана

Борис Дука, Консультант ИКФ "АЛЬТ"

Вначале определимся с терминологией. Под финансовым планом компании мы понимаем три прогнозных формы: отчет о прибыли, отчет о движении платежных средств и прогнозный баланс. Эти формы могут называться и по-другому, это не суть важно. Однако, некоторые термины, например “бюджет по балансовому листу”, мне кажутся методически не совсем правильными.

Отчет о прибыли необходим для оценки рентабельности текущей деятельности компании. Принципиальным в отчете о прибыли является разделение затрат на переменные и постоянные. Это необходимо, чтобы понять, как будут изменяться результаты деятельности компании при изменении объемов производства.

Прибыль – это экономический показатель. Экономический – это значит, в определенной мере, “виртуальный” показатель, который не отражает реальных сроков и сумм платежей, а характеризует эффективность деятельности компании.

Однако, в долгосрочной перспективе именно наличие прибыли является залогом положительного сальдо отчета о движении платежных средств.

В системе оперативного планирования (бюджетирования), о котором мы сейчас и будем преимущественно говорить, основное предназначение отчета о движении платежных средствах – это обеспечение платежеспособности компании. Под платежеспособностью, мы понимаем, способность компании выполнять в полном объеме и в срок платежи необходимые для нормальной (запланированной) работы компании.

Прогнозный баланс является важнейшим инструментом управления активами и пассивами предприятия. Наиболее актуальными для предприятий, в данном контексте, являются проблемы оборачиваемости текущих активов и пассивов, а также вопросы оптимизации структуры источников финансирования. Методологически баланс рассчитывается на основе отчета о прибыли и отчета о движении платежных средств.

В некоторых компаниях, система бюджетирования сводится к планированию только одной формы – отчета о движении платежных средств. В результате из оперативного анализа выпадают основополагающие понятия: маржинальная прибыль, рентабельность, оборачиваемость и т.д. Это сужает проблемное поле компании до решения исключительно текущей задачи платежеспособности, и не позволяет оценить деятельность компании в целом.

Первоначальной базой для постановки бюджетирования на российских предприятиях являлся западный опыт. Однако, при бездумном переносе на “российскую почву” зарубежных методик иногда возникают серьезные проблемы. Одной из таких проблем является учет в планировании различных видов платежных средств, часть из которых имеет преимущественно российскую специфику.

Бартер – оцененный и сбалансированный обмен товарами, услугами между компаниями, оформляемый, как правило, единым договором.

Вексель – письменное долговое обязательство, дающее право его владельцу (векселедержателю), по истечении определенного срока требовать с должника уплаты обозначенной в векселе суммы. Вексель также может выступать как средство платежа в любых расчетах между организациями.

Зачеты – письменно оформленное право (основания которого могут быть различны) требовать с определенной организации, как правило, это энергетики и транспортники, взаимного уменьшения суммы кредиторской задолженности. Формально, зачет не может выступать как средство платежа. Изначально подразумевалось его использование как средства уменьшения взаимной задолженности между организациями. Однако, существует практика передачи (продажи) права требования долга к конкретной организации (например, к местной энергетической компании). Подобные сделки по купле-продажи прав требования к организациям-монополистам могут осуществляться, как на бирже, так и между компаниями.

При построении финансового плана, который является внутренним управленческим документом компании, различные виды платежных средств должны учитываться раздельно.

Деньги являются универсальным платежным средством, посредством которого можно рассчитываться с любыми субъектами рынка. Бартер же, как правило, жестко завязан на определенных поставщиков. Далеко не всякая компания сможет закрыть бартером федеральные налоги или полностью выплатить зарплату собственной продукцией.

При построении прогнозного отчета о движении платежных средств компании необходимо отдельно сводить бездефицитное сальдо по денежным средствам и отдельно сводить бездефицитное сальдо по бартерным операциям. В случае дефицита по одному из видов платежных средств и профицита по другому необходимо заранее рассмотреть возможность и целесообразность “перекидки” различных видов платежных средств между собой.

Наибольшую проблему представляет учет бартерных операций при построении управленческого отчета о прибыли. Дело в том, что рентабельность бартерных операций может быть фиктивной, в прямом смысле этого слова.

Приведем реальный пример из практики консультантов: завод рассчитывается пятью тоннами литья по цене 20 тысяч рублей за тонну за ремонтные работы, которые подрядчик оценил в 100 тысяч рублей. Себестоимость тонны литья составляет 18 тысяч рублей, таким образом, по стандартным правилам бухгалтерского учета завод получил прибыль 2000 рублей на каждой тонне литья.

Однако реальная рыночная стоимость подобного литья, при расчете денежными средствами, составляет 12 тысяч рублей за тонну. Более того, т.к. организации, которая осуществляла ремонт, это литье не нужно, а нужны ей “живые” деньги, то она перепродает литье как можно скорее, пусть даже и за 10 тысяч рублей за тонну, потому что “красная” цена выполненных ею работ 35 тысяч рублей.

В результате предприятие вроде бы получило “бумажную” прибыль 10 (2тыс.*5тн) тысяч рублей, а в действительности данная сделка принесла убыток. Для того, чтобы оценить потери, нами была рассчитана управленческая себестоимость продукции. Стандартная плановая или фактическая себестоимости могут включать в себя завышенные “бартерные” затраты, поэтому себестоимость рассчитывается при условии расчетов за материалы и услуги денежными средствами. В итоге были получены реальные затраты на тонну литья, которые составили 13 тысяч рублей, в отличие от 18 тысяч по бухгалтерским данным. Следовательно, реальный результат операции - убыток в 30 тысяч рублей (13*5 - 35).

В целях управленческого учета для всех сделок, в которых используются не денежные формы расчетов, должна рассчитываться реальная рентабельность, исходя не из договорных бартерных цен, а на основе рыночных цен, действующих при условии расчетов денежными средствами. Источником информации о “денежных” ценах могут быть биржевые котировки, прайс-листы изготовителей и посредников и т.д.

В идеале, за достоверность данной информации ответственность должен нести отдел маркетинга закупок, подчиняющийся финансовому директору или напрямую генеральному директору.

Анализ эффективности бартерных сделок необходимо осуществлять еще на стадии заключения договора. А самым оптимальным вариантом в этом случае является проведение бартерных сделок с использованием обоими сторонами исключительно “денежных” цен. Это делает прозрачным анализ рентабельности и не увеличивает налогооблагаемую базу.

Подводя итог вышесказанному: при построении отчета о прибыли выручку и затраты, возникшие вследствие не денежных форм расчетов, необходимо корректировать с учетом рыночных “денежных” цен. Однако отдельно выделять бартер в отчете о прибыли нецелесообразно.

Пример управленческого отчета о прибыли

(упрощенный вариант)

Отражение в управленческом учете векселей технически не представляет особых трудностей. Векселя следует приводить к денежному эквиваленту в соответствии с рыночным дисконтом, и уже эта, скорректированная сумма увеличивает прибыль и денежные средства. Ответственность за корректность определения дисконта должна нести финансовая служба, в конечном счете - финансовый директор. Как правило, значение дисконта для векселей каждого конкретного эмитента примерно одинаково, и определяется только сроком погашения и номиналом векселя. Источники информации о котировках векселей: Российская торговая система (РТС), финансовые компании работающие с ценными бумагами.

Отражение в управленческом учете зачетов определяется тем, как компания предполагает в дальнейшем ими распорядиться. Если зачеты будут использоваться для закрытия долгов монополистам или другим организациям – их следует показывать как бартерные операции.

Если зачеты предполагается продать сторонним организациям, то они должны учитываться подобно векселям.

Таким образом, все виды платежных средств могут и должны быть классифицированы по двум категориям: 1) денежные средства и приравненные к ним, посредством дисконта, суррогаты, 2) бартер. Подобное разделение должно иметь место при планировании отчета о движении платежных средств и актуально, в первую очередь, при оперативном планировании (бюджетировании).

Пример оперативного отчета о движении платежных средств


(период планирования 7-30 дней)

Раздельный учет различных видов платежных средств в балансе уже подразумевается самим набором разделов и статей. Первоначальный управленческий баланс строится путем корректировок бухгалтерского баланса на суммы “мертвых” дебиторской и кредиторской задолженностей, незавершенного производства, запасов и т.д. В дальнейшем, регулярное построение управленческого баланса осуществляется на основе управленческого баланса на дату начала планирования, и прогнозных отчета о прибыли и отчета о движении платежных средств.

Ошибкой является “свертывание” оборотов по бартерным операциям в управленческом учете, т.е. когда взаимные поставки не учитываются при построении отчета о прибыли, баланса и отчета о движении платежных средств.

Это полностью искажает отчет о прибыли и баланс, а значит и многие показатели, характеризующие эффективность работы компании (рентабельность, ликвидность, оборачиваемость и т.д.).

В прогнозном отчете о движении платежных средств это может приводить к:

  • возникновению разрывов в платежеспособности, т.к. бартерные операции далеко не всегда осуществляются день в день
  • возникновению противоречий во внутреннем учете компании, т.к. планирование натуральной потребности (тн, шт.) не будет соответствовать плану платежей в отчете о движении платежных средств
  • затруднению контроля выполнения бюджета, т.е. анализа отклонения фактических показателей от плановых.

Безусловно, использование бартерных операций свидетельствует о проблемах с продукцией компании (конкурентоспособность, спрос) или о плохой работе служб маркетинга и сбыта. Как правило, бартер ведет к возникновению “серого” рынка, на котором продукция компании продается дешевле отпускной цены завода. В результате проблема продаж за “живые” деньги еще более усугубляется. Предприятие, как бы оказывается на “бартерной игле”.

И хотя в течение последнего года в промышленности продолжается сокращение доли не денежных форм расчетов, пока что проблема их учета остается актуальной для многих предприятий.

© ИКФ "АЛЬТ". Санкт-Петербург.

* * *

Дополнительные материалы:

 

 

 

 


К НАЧАЛУ

 

 

 
 

Развитие Бизнеса / Ру 2.0

Проект Блоги Контакты


Старый сайт:
Развитие Бизнеса / Ру 1.0


Условия использования
Приглашаем авторов
Деловые новости
Hi-Tech новости
О проекте

Архив
FAQ
 
 
Михаил Козлов
Сергей Александров

Реклама на сайте
Нашли ошибку?
Свяжитесь с нами



с 17 января 2000
 

©1999-2000, Михаил Козлов